“Эксперт+” Клуб деловых детей

 

Программа клуба

деловых детей «Эксперт+»

(финансовая грамотность)

 

Разработчик:
Петренко Ирина Юрьевна
Межпоселенческая детская библиотека имени А.Л.Барто
МБУК «МБ Иланского района Красноярского края

 

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Задачи:
• повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания детей;
• формирование мотивационной готовности детей к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
• обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
• повышение уровня знаний детей о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

На мероприятиях юные читатели знакомятся с основными финансовыми понятиями и принципами финансово грамотного поведения, узнают подробнее о существующих финансовых рисках и защите своих прав, имеют возможность обсудить, как грамотно подойти к принятию своих первых финансовых решений.

 

План мероприятий:

Январь

Мини-музей «История возникновения денег» (совместно с родителями, наглядное знакомство с деньгами – бумажными и монетами разного времени, игра «Лото»)

Февраль

Ретро-дайвинг «История кладоискательства» (клады Древней Руси, где искать клады», квест-игра «Найди клад»)

Март

Чтение с обсуждением «Сказочная денежка» (чтение сказок с экономическими понятиями «Золотой ключик» Л.Толстой, «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э.Успенский, «Сказка о попе и работнике его Балде» А.Пушкина, просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»)

Апрель

Интелект-игра «Монополия» (Совместно с родителями. Ребёнок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и разоряется без ущерба для своего кошелька).

Май

Семейные вариации «Экономикус» (семейный бюджет, распределение, игра детей и родителей, просмотр мультфильма. Финансовая грамотность: как научить детей обращаться с деньгами (деньги любят счёт и не прощают ошибок. Значит с нами надо учиться обращаться. И начинать надо с раннего возраста. Семья в этом похожа на маленьког государство, со своим бюджетом, планированием и расходами. Родители, как главные по финансам, многому могут научить детей).

Август

«Твой первый бюджет» (о карманных деньгах, о том,как ими распоряжаться. Здесь же можно полистать комиксы, рассказывающие о деньгах, страховании и вкладах, пройти тест по финансовой арифметике)

Сентябрь

Кроссворд «В мире финансов»

Октябрь

Игра «Как накопить, чтобы купить»

Ноябрь

Беседа «Осторожно мошенники! Будь бдительным»

Декабрь

Финальная игра «Что сказал Эйнштейн: заполни пропуски»

 

Цикл «Способы общения: вербальные и невербальные»

1 квартал

Лабиринт познаний «Нетикет» (Способы невербального общения – правила поведения, общения в сети, традиции и культура интернет-сообществ, которых придерживается большинство. Сетевой фольклор, виртуальное общение: эмодзи, смайлы и т.д.)

2 квартал

Семейное занятие с элементами тренинга «Способы виртуального общения»

1 часть.

Обсуждение книги Александра Раскина «Как папа был маленьким»

2 часть.

Игровая программа с элементами театрализации «Один день из жизни семьи..»

3 квартал

Исследовательско-поисковая деятельность по созданию родословной семей-участниц

1 часть.

Занятие-консультация «Пишем родословную» (с чего начать работу, оформление, поиск предков-родственников. Беседа с гостем «Как я составил родовое древо»)

2 часть.

Презентация исследовательских работ «Моя родословная»

4 квартал

Семейный онлайн-челендж «Моя семья» (совместные позитивные фото или видео детей и родителей)

 

 

Цикл интерактивных занятий «Традиции русской семьи»

1 квартал

Интерактивная игра «Новогодний переполох «семейные традиции и обычаи в новогодние праздники – Новый год, Рождество, Крещение. Виртуальный экскурс «Новогодние праздники на Руси»

2 квартал

Кулинарная игра «Предки и я – кулинарная семья» (традиционные блюда на Руси и современные, столовый этикет, чаепитие)

3 квартал

Аукцион знаний «Домашний фэн-шуй» (как по преданиям предков должно быть оформлено жилище, как был налажен быт. Наглядная демонстрация предметов утвари)

4 квартал

Сторитайм (время историй) «Анимационный рассказ» (создание участниками клуба с помощью анимации рисованных историй на основе созданных ранее родословных)

 

План занятий по финансовой грамотности на июнь 2022 для детей летней площадки

2.06. Введение «Что такое финансовая грамотность?»

1ое занятие – информационное включает следующие темы исследования.

Основные понятия: Что такое финансовая грамотность. Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность.  Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

 3.06. Практическое занятие «Экономикус» (проект «Бюджет семьи», тестирование)

2ое занятие – игровое практическое. Основные понятия: Тестирование и составление проекта бюджета семьи: расходы доходы, полезные вредные с помощью плакатов и презентаций их перед аудиторией. Основные понятия используемые для установки: Из чего складываются доходы в семье. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. При нехватке денег их можно взять взай­мы. Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата.

7.06. Час познаний «Зачем нужны деньги?»

3е занятие. Основные понятия: Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Что такое «товар». Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и прочие расходы. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Что такое деньги? Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Что такое источник дохода. Откуда в семье деньги. Где и как хранятся деньги. Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства дра­гоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Современные монеты. Способы защиты от подделок бу­мажных денег.

 9.06. Интелект-игра  «Монополия»

4ое занятие игровое. Основные понятия: На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы быва­ют обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.  Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, день­ги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

14.06. Семейный бюджет «Хочу- могу – надо»

5ое занятие. Основные понятия: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты. Карманные деньги, о том, как ими распоряжаться.

16.06. Беседа  «Осторожно, мошенники! Будь бдительным»

6ое занятие. Основные понятия: Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Статьи уголовное кодекса, пиратство в сравнении с современными махинациями. Рисковые инвестиции и вклады,  покупки в официальных источниках, в общем финансовые риски.

21.06. Мини-музей «История возникновения денег»

7 ое занятие – наглядное знакомство с деньгами – бумажными и монетами разного времени, стран. Основные понятия:  Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Современные деньги России и других стран.  Современные деньги России. Современные деньги мира. Появ­ление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции бан­коматов.

24.06 Кроссворд «В мире финансов». Практическое занятие для команд (можно семейных). Разработка проекта кроссворда с использованием разных понятий о семейном финансировании.

28.06. Итоговое занятие. Познавательно-игровой час «Юный финансист». Тестирование по финансовой грамотности. Презентация и решение кроссвордов от участников.

 

План Эксперт – скачать полную версию документа.