Программа клуба
деловых детей «Эксперт+»
(финансовая грамотность)
Разработчик:
Орлова Елена Юрьевна
Межпоселенческая детская библиотека имени А.Л.Барто
МБУК «МБ Иланского района Красноярского края»
г.Иланский 2024 г.
Пояснительная записка
Современные школьники живут и взрослеют в усложняющемся мире, где ответственность за собственное финансовое благополучие лежит на самом человеке. У детей школьного возраста не хватает опыта и знаний в области личных финансов, поэтому они могут совершать эмоциональные необдуманные поступки (непредвиденные покупки), могут стать жертвами обмана со стороны продавцов товаров и мошенников. Нередко возникают конфликты в семье, когда родители не покупают детям то, что они хотят, так как не понимают, как строится семейный бюджет и что ресурсы семьи ограничены. Библиотеки как социальный институт являются важным звеном в системе финансового просвещения, так как являются одним из каналов массового распространения знаний и информации. Планирование работы библиотеки в данном направлении предусматривает создание комплекса мероприятий для финансового просвещения детей младшего школьного возраста. В связи с этим была разработана программа клуба деловых детей «Эксперт+».
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей младшего школьного возраста, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
• повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания детей;
• формирование мотивационной готовности детей к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
• обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
• повышение уровня знаний детей о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Формы организации мероприятий:
-видеоурок
-интерактивная беседа
-мастер-класс
-презентация
-обсуждение
-познавательный час
-творческое задание
-чтение и обсуждение
-интеллектуальная игра
-дискуссия
-информационный час
-практическое занятие
-мини-исследование
-круглый стол
-выставка рисунков
-просмотр презентаций
-олимпиада
-деловая игра
-квест-игра
-игра
-брейн-ринг
Программа рассчитана на 47 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
На мероприятиях дети знакомятся с основными финансовыми понятиями и принципами финансово-грамотного поведения, узнают подробнее о существующих финансовых рисках и защите своих прав, имеют возможность обсудить, как грамотно подойти к принятию своих первых финансовых решений.
Отличительной особенностью программы является использование на мероприятиях интерактивных заданий, игр, решение финансовых и математических задач с помощью программного обеспечения «АЛМА. Финансовая грамотность».
В работу клуба входят два дополнительных направления:
1. «Способы общения: вербальные и невербальные».
2. «Традиции русской семьи».
Календарно-тематическое планирование
МЕСЯЦ |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «АЛМА. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
СЕНТЯБРЬ
|
1.Для чего нужно изучать финансовую грамотность?
|
Вводное занятие |
Знакомство с ПО. Начальный блок. Математика вокруг нас. |
Знакомство с понятием «финансовая грамотность». Для чего нужна финансовая грамотность. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. Знакомство с программой работы клуба деловых детей «Эксперт+».
|
ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ»
2.Как появились деньги |
Видеоурок |
Основной блок. Что умеют делать деньги. |
Что такое деньги. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Появление обмена товарами. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. |
|
3.История монет |
Интерактивная беседа |
|
Почему появились монеты. Устройство монеты. Примеры первых монет. Происхождение названия денег. |
|
4.Чеканка монеты |
Мастер-класс |
|
Рисование в нетрадиционной форме (тиснение по фольге). |
|
ОКТЯБРЬ |
1.Бумажные деньги |
Интерактивная беседа |
|
Почему появились бумажные деньги. Преимущества и недостатки использования бумажных денег. Примеры первых бумажных денег. |
2.Деньги России |
Презентация. Обсуждение |
|
Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Современные деньги России. |
|
3.Деньги других стран |
Познавательный час |
Финансовая грамотность. Основной блок. Деньги в разных странах. |
Валюта. Нумизматика. Современные деньги мира (доллар, евро, юань, тенге, турецкая лира, франк, марка, фунт стерлинг, йена). Что изображено на купюрах разных стран? |
|
4.Купюра сказочной страны
|
Творческое задание |
|
Создание фантазийной работы. Обсуждение творческих работ, истории происхождения своей творческой единицы. |
|
НОЯБРЬ
|
1.Безналичные деньги |
Интерактивная беседа |
|
Что такое безналичные деньги. История появления безналичных денег. Проведение безналичных расчетов. |
2.История монетки |
Творческое задание |
|
Закрепление знаний по истории возникновения денег через создание плакатов. |
|
3.Банк. Функции банкоматов |
Чтение и обсуждение |
|
Банк, банкомат, банковская карта. Чтение рассказа «Что такое банк?», автор Петр Кошель. |
|
4.Мошенничество |
Познавательный час |
Финансовая грамотность. Начальный блок. Осторожно, мошенники.
Финансовая грамотность. Основной блок. Настоящие и фальшивые деньги. |
Пиратство и современные махинации. Рисковые инвестиции и вклады. Покупки в официальных источниках. |
|
ДЕКАБРЬ
|
1.Деньги и страны |
Интеллектуальная игра |
|
Закрепление знаний о денежных единицах разных стран, понятий: курс, валюта, купюра, деньги. |
2.ТЕМА «Я И МОЯ СЕМЬЯ» |
Дискуссия |
|
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. |
|
3.Откуда в семье деньги |
Интерактивная беседа |
Финансовая грамотность, начальный блок. Какой бывает доход у семьи? |
Из чего складываются доходы в семье. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. При нехватке денег их можно взять взаймы. |
|
4.На что тратятся деньги |
Информационный час |
Введение в финансовую грамотность. Расходы семьи. |
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. |
|
ЯНВАРЬ
|
1.Как умно управлять своими деньгами |
Интерактивная беседа |
Введение в финансовую грамотность. Свое дело. |
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Расходы и доходы. Банкротство. Дополнительный заработок. |
2.Оригами-кошелек |
Мастер-класс |
|
Создание кошелька из бумаги в технике оригами. |
|
3.Не все покупается. Важно ли быть богатым? |
Познавательная беседа |
|
Большие деньги – большая ответственность. Человек, имея много денег, нередко становится жадным, часто жестоким. Очень богатые люди нередко страдают страхом, что нужны они другим лишь ради денег. Очень богатые люди часто перестают ощущать радость, которую испытывают обычные люди от достижения маленьких побед, понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. |
|
ФЕВРАЛЬ
|
1.Денежная подкова |
Мастер-класс |
|
Создание поделки, как символа привлечения богатства. |
2.Семейный бюджет |
Практическое занятие |
Начальный блок. Планирование расходов семьи. |
Приобщение к разумному ведению хозяйства, планированию, умению делать правильный выбор. Создание плакатов «Семейный бюджет». |
|
3.Примерный бюджет школьника
|
Мини-исследование |
Введение в финансовую грамотность. Карманные деньги |
Практическое занятие: рассчитываем, сколько денежных средств понадобится школьнику на неделю/месяц. |
|
4.Экономика в сказках |
Обсуждение |
Начальный блок. Осознанные покупки. |
Закрепление представлений детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход, покупки. |
|
МАРТ
|
1. Что я знаю о финансовой грамотности? |
|
Олимпиада |
|
ТЕМА «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТРУДЯТСЯ»
2.Труд — полезная деятельность людей |
Дискуссия |
Начальный блок. Сколько стоит бизнес. |
Уважение труда людей разных профессий, родителей за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Классифицировать профессии по предмету труда.
|
|
3.Ценность труда людей разных профессий |
Круглый стол |
|
Любая профессия предназначена для блага других людей. Рассказы о профессиях родителей. Подбор пословиц и поговорок о труде. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?». Игры «Отгадай профессию по описанию», «Кем я хочу стать?»
|
|
4.Важность домашнего труда для ведения хозяйства |
Познавательный час |
|
Домашний труд-самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи. Перечисление домашних дел, объяснение, что означает выражение «дом есть лицо хозяина». Предметы, облегчающие труд в домашнем хозяйстве. |
|
АПРЕЛЬ
|
1. «Моя будущая профессия»
|
Выставка рисунков |
Основной блок. Свое дело изнутри. |
Закрепление знаний через творческую деятельность.
|
ТЕМА «ПОТРЕБНОСТИ»
2.Что такое «потребность». Какие бывают потребности |
Интерактивная беседа |
|
Знакомство с понятием «потребности». Потребности человека как источник его активности, самовыражения. Выяснение, без каких потребностей человек не может прожить, а какие появляются после удовлетворения предыдущих. |
|
3.«Пирамида потребностей» |
Познавательный час |
|
Что такое «пирамида потребностей»? Составление своей «пирамиды потребностей». |
|
ТЕМА «ТОВАРЫ И УСЛУГИ»
4.Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги |
Просмотр презентации. Обсуждение. |
Введение в финансовую грамотность. Стоимость. |
Знакомство с понятиями: «продукция», «товар», «сфера услуг». Уважительное отношение к любому виду человеческой деятельности. Составление таблицы «Товар. Услуга». |
|
МАЙ
|
ТЕМА «ЗАЧЕМ НУЖНА РЕКЛАМА. РОЛЬ РЕКЛАМЫ»
1.Реклама |
Практическое задание |
Основной блок. Зачем семье сбережения. |
Знакомство с понятием «реклама», с тем, какую роль она играет в жизни общества. Придумывание рекламных слоганов, рисование вывески. Выполнение заданий («Узнай рекламу», «Найди свою пару», «Реклама – это хорошо или плохо?», «Собери пословицу»). |
ТЕМА «КАК ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ?»
2.Где денежкам счёт, там добро не утечёт. Сбережения |
Просмотр презентации, обсуждение. |
|
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
|
|
3.Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт
|
Мастер-класс |
|
Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Просмотр видеосюжета. Создание копилок своими руками. |
|
4.«Экономика вокруг нас» |
Олимпиада |
|||
ИЮНЬ
|
1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность? |
Творческое задание |
Основной блок. Когда рискуешь деньгами. |
Составление коллажа «Финансово-грамотный человек». Мини-выставка коллажей. |
2.Час финансовых игр |
|
Основной блок. Если нужно взвешивать. |
Закрепление знаний по финансовой грамотности через настольные игры. |
|
1.Лэпбук по финансовой грамотности. |
Мастер-класс |
|
Создание лепбука по финансовой грамотности для своего класса. |
|
4.Мини-музей денег |
Творческое задание |
|
Создание мини-музея денег. |
|
ИЮЛЬ
|
1.«Финансовый театр» |
Деловая игра |
|
Участникам предстоит подготовить яркую театральную постановку с альтернативным сценарием сказки, в которой все персонажи ведут себя финансово грамотно. |
2.«Финансовая грамотность» |
Своя игра |
|
Игра способствует созданию атмосферы коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, преодоления трудностей, привитие интереса к предмету «Финансовая грамотность», формирование осознанного отношения к деньгам. |
|
3.«Три богатыря и семейный бюджет» |
Квест-игра |
|
Игра позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность детей. Приобретенные в процессе игры навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок. |
|
4.«Все профессии важны, все профессии нужны» |
Конкурс рисунков |
|
В ходе конкурса у участников будет развиваться чувство гражданственности и уважения к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы, а также будут расширены представлений о значении труда взрослых для общества. Победители конкурса будут награждены дипломами и памятными призами, участники получат сертификаты. |
|
АВГУСТ
|
1.«Финансовое бинго» |
Игра |
|
В ходе игры у участников формируется представление о том, зачем вести семейный бюджет, какие бывают источники доходов и виды расходов, какие риски угрожают финансовому благополучию. Игра включает как соревновательный момент – кто быстрее заполнит игровые бланки с финансовыми терминами, так и кооперативный – для выигрыша участникам необходимо обсуждать друг с другом вопросы, связанные с финансовой грамотностью. |
2.«Где? Что? Почем?» |
Квест-игра |
|
В результате квест – игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретут умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования. |
|
3.«Как тратить карманные деньги» |
Игра |
|
В игре у детей формируется представление об источниках доходов, личном финансовом плане, а также о том, как защитить сбережения от инфляции. В ходе игры участники совершают серию выборов за персонажа, который стремится накопить на финансовую цель. |
|
4.«Дружу с финансами» |
Брейн-ринг |
|
Участники закрепят в игровой форме экономические знания, будут решать проблемные ситуации, проявлять сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления в условиях соревнования. |
Дополнительные направления
Цикл «Способы общения: вербальные и невербальные»
1 квартал |
Лабиринт познаний «Нетикет».
(Способы невербального общения – правила поведения, общения в сети, традиции и культура интернет-сообществ, которых придерживается большинство. Сетевой фольклор, виртуальное общение: эмодзи, смайлы и т.д.).
|
2 квартал |
Семейное занятие с элементами тренинга «Способы виртуального общения».
Обсуждение книги Александра Раскина «Как папа был маленьким».
Игровая программа с элементами театрализации «Один день из жизни семьи».
|
3 квартал |
Исследовательско-поисковая деятельность по созданию родословной семей-участниц.
Занятие-консультация «Пишем родословную» (с чего начать работу, оформление, поиск предков-родственников. Беседа с гостем «Как я составил родовое древо»).
Презентация исследовательских работ «Моя родословная» |
4 квартал |
Семейный онлайн-челлендж «Моя семья» (совместные позитивные фото или видео детей и родителей) |
Цикл интерактивных занятий «Традиции русской семьи»
1 квартал | Интерактивная игра «Новогодний переполох «семейные традиции и обычаи в новогодние праздники – Новый год, Рождество, Крещение. Виртуальный экскурс «Новогодние праздники на Руси» |
2 квартал | Кулинарная игра «Предки и я – кулинарная семья» (традиционные блюда на Руси и современные, столовый этикет, чаепитие) |
3 квартал | Аукцион знаний «Домашний фэн-шуй» (как по преданиям предков должно быть оформлено жилище, как был налажен быт. Наглядная демонстрация предметов утвари) |
4 квартал | Сторитайм (время историй) «Анимационный рассказ» (создание участниками клуба с помощью анимации рисованных историй на основе созданных ранее родословных) |